Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности. Портфолио не просто папка ученических работ. Это спланированная и организованная индивидуальная подборка материалов, которая демонстрирует динамику достижений ученика в различных областях. Цель учебного портфолио - доказательство прогресса обучения.
Ключевая особенность работы с портфолио – рефлексия. Учитель-исследователь работает с детьми, вступает с ними в диалог, объясняя, что, зачем и ради чего делается. Без рефлексии невозможно приобщение к этому процессу самих детей. Они должны стать субъектами своей исследовательской, проектной или любой творческой деятельности.
Необходимо научить ребенка задавать самому себе вопросы: «Для чего мне это?», «Как с этим можно работать?», «Как мне это поможет?». Так запускается процесс рефлексии.
Часто папку ученических достижений считают обычной копилкой, которая быстро переполняется, становится неудобной, нефункциональной. Большое количество материалов требует структурирования и осмысления. Периодически ребенку необходимо пересматривать свои материалы. Технология портфолио становится наиболее органичной для формирования рефлексивных навыков. Ведь сам отбор материала для внешнего предъявления – это уже самооценка и ответы на множество вопросов: «Что предъявить, в каком виде?», « Как прокомментировать?», «Чем иллюстрировать?»
При такой работе сомнения по поводу бесполезного накопления материалов в папке достижений сами собой исчезают. Поэтому показ достижений, результатов становится итогом большой общей работы ребенка, родителя и педагога.
Проведение Фестиваля портфолио(пока внутри классного коллектива) стало традиционным делом в начальной школе. Фестиваль может проводиться несколько дней, обычно в последние майские дни.
Фестива́ль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) - массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.Обучающиеся предъявляют и главные свои умения – учебные.
На такой показ приглашаются родители. Последнее в учебном году собрание превращается в праздничную встречу – детско-родительское собрание.
Класс становится особым образом организованным пространством. Здесь стендовые представления достижений, площадки для выступлений, место для оценивания, пространство для высказываний.

Фестиваль позволяет стимулировать процессы, способствующие проявлению авторской позиции, развитию рефлексивных навыков. Организация единого открытого информационного пространства для обмена опытом (пока в рамках класса) создает условия для самореализации и таким учащимся, которые пока не могут конкурировать с одноклассниками в олимпиадном движении, но имеют иной творческий потенциал. Такая модель успешно может быть перенесена на параллель или отдельную ступень лицея.

Портфолио школьника становится новым ресурсом, предметом исследования для совершенствования учебно-воспитательной среды отдельного обучающегося или всего классного коллектива.
|